@ARTICLE{26543118_169119041_2015, author = {Н. К. Радина and С. А. Шаманина}, keywords = {, образовательная политика, медиавоздействие, ток-шоу, нарративный анализинформационные стратегии}, title = {

Роль СМИ в продвижении положений российской образовательной политики (на материалах ток-шоу)

}, journal = {Вопросы образования}, year = {2015}, number = {4}, pages = {234-253}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2015--4/169119041.html}, publisher = {}, abstract = {Радина Надежда Константиновна - доктор политических наук, профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ (Нижний Новгород). E-mail: nradina@hse.ruШаманина Светлана Андреевна - главный специалист управления образования администрации Ленинского района Нижнего Новгорода. E-mail: sbatrakova@yandex.ruАдрес: Нижний Новгород, 603155, ул. Большая Печерская, 25/12.Представлены результаты исследования содержания выпусков ток-шоу региональной («Вызовы жизни», ННТВ, Нижний Новгород) и федеральной («Пусть говорят», ОАО «Первый канал») телерадиокомпаний, посвященных проблемам образования и образовательной политики, за 2012-2013 гг. Основания для исследовательской рефлексии при рассмотрении этих материалов были получены с помощью изучения документов последних лет, регламентирующих образовательную политику России (законов, подзаконных актов, программ, конвенций и т. д.), которое позволило обозначить приоритетные направления этой политики: решение кадровой проблемы в российском образовании, повышение качества образования, усиление открытости образования, укрепление единства образовательного пространства России. Для исследования материалов ток-шоу применялся метод нарративного анализа: открытое кодирование с созданием на базе качественной оценки высказывания кодировочной системы и последующим применением статистических процедур для анализа матрицы данных. При этом использовалась техника риторической деконструкции социальных проблем П. Ибарра и Д. Китсьюз. На основе полученных данных описываются две стратегии в продвижении положений образовательной политики: информирование и просвещение (интеграция положений образовательной политики и практики), отчасти реализованные в ток-шоу региональной телерадиокомпании, и развлечение и контроль (акцентуированная негативная практика контроля над сознанием зрителей посредством шокирующего эмоционального воздействия), используемые в ток-шоу ОАО «Первый канал».}, annote = {Радина Надежда Константиновна - доктор политических наук, профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ (Нижний Новгород). E-mail: nradina@hse.ruШаманина Светлана Андреевна - главный специалист управления образования администрации Ленинского района Нижнего Новгорода. E-mail: sbatrakova@yandex.ruАдрес: Нижний Новгород, 603155, ул. Большая Печерская, 25/12.Представлены результаты исследования содержания выпусков ток-шоу региональной («Вызовы жизни», ННТВ, Нижний Новгород) и федеральной («Пусть говорят», ОАО «Первый канал») телерадиокомпаний, посвященных проблемам образования и образовательной политики, за 2012-2013 гг. Основания для исследовательской рефлексии при рассмотрении этих материалов были получены с помощью изучения документов последних лет, регламентирующих образовательную политику России (законов, подзаконных актов, программ, конвенций и т. д.), которое позволило обозначить приоритетные направления этой политики: решение кадровой проблемы в российском образовании, повышение качества образования, усиление открытости образования, укрепление единства образовательного пространства России. Для исследования материалов ток-шоу применялся метод нарративного анализа: открытое кодирование с созданием на базе качественной оценки высказывания кодировочной системы и последующим применением статистических процедур для анализа матрицы данных. При этом использовалась техника риторической деконструкции социальных проблем П. Ибарра и Д. Китсьюз. На основе полученных данных описываются две стратегии в продвижении положений образовательной политики: информирование и просвещение (интеграция положений образовательной политики и практики), отчасти реализованные в ток-шоу региональной телерадиокомпании, и развлечение и контроль (акцентуированная негативная практика контроля над сознанием зрителей посредством шокирующего эмоционального воздействия), используемые в ток-шоу ОАО «Первый канал».} }